26. Дом среди тундры

Описание
Яранга — это высокотехнологичное для своего времени переносное жилище кочевых оленеводов и береговых охотников Чукотки. Это гениальное изобретение, выверенное веками, позволяло выживать в условиях жестоких морозов ниже -50°C, шквальных ветров и кочевого образа жизни.
Круглый в основании шатер, имеет купольную форму высотой от 3,5 до 5 метров. Диаметр жилища от 5,5 до 8 метров. Деревянный каркас должен быть очень крепким, чтобы противостоять природным стихиям и обеспечить своим хозяевам надежный кров. Он собирается без применения гвоздей из маловесных шестов, которые изготавливают из березы, сосны или лиственницы. Основное крепление — лахтачий ремень диаметром 1,5 – 2 см.

Через крепежные отверстия он стягивает отдельные детали каркаса. Древостоя на Чукотке немного. Материал берегут и передают по наследству. Некоторым шестам и жердям больше ста лет.

Куполообразная или коническая форма с округлым верхом — идеальный профиль для сброса снега и сопротивления ветру.

Вся яранга держалась за счёт 3-4 мощных центральных опор (иногда связанных вверху кольцом). Дополнительно возводили сеть вспомогательных жердей, которые создавали стены. Распорные кольца между ними усиливают жёсткость. Весь каркас разбирался и перевозился на оленьих упряжках за несколько часов. Слоёв у яранги несколько.

Поверх основы яранги натягивают меховое покрытие — рэтэм. На его изготовление требуется от 40 до 50 сшитых оленьих шкур с коротко стриженым ворсом. Эта технология позволяет облегчить вес покрытия и минимизировать обмерзание. Вход в ярангу располагается в направлении востока между двумя частями покрытия. Край одной части откидывается, заменяя дверь. Для доступа света над входом или в передней стенке рэтэма, в старые времена вшивали кусок моржовой кишки или хорошо выскобленной тонкой оленьей кожи.  Для прочности покрытия и устойчивости каркаса основные шесты и конструктивные узлы укрепляют снаружи грузами: камнями, льдинами или поставленными вертикально и связанными друг с другом нартами. Укрепленная таким образом яранга способна устоять под сильными ударами арктических ветров.

Под воздействием снега и дождя, солнца и ветра рэтэм быстро изнашивается и ежегодно обновляется. Хозяйка яранги внимательно следит за состоянием рэтэма. В зимний период, она ежедневно стряхивает с покрытия снег выбивалкой из оленьего рога. Если рэтэм перестанет пропускать воздух и влагу, в яранге станет сыро, душно и холодно.

Но это внешний слой. Внутри такая же температура что и на улице, только без ветра. Теперь необходимо сделать помещение для жилья. На противоположной от входа стенке, при помощи жердей крепят каркас прямоугольной формы, который покрывают шкурами шерстью вовнутрь. Это полог — жилое помещение в яранге. В пологе спят, сушат одежду (посредством естественного испарения влаги), а в зимнее время и едят.  Для света и тепла в спальное помещение ставят жирник, по-чукотски — ээк. Береговые чукчи используют китовый и тюлений жир, тундровые – жир вытопленный из оленьих костей. За счёт того, что шкуры подворачиваются вовнутрь полог становится почти герметичным. Это хорошо в части сохранения тепла, но плохо в плане вентиляции. Однако мороз самый эффективный борец с натурами с утончённым восприятием запахов. Потому что одна из главных потребностей человека — это потребность в тепле. А тепло в тундре, только в пологе.

В настоящее время, в яранге обычно один полог, раньше могло быть два и даже три. В пологе живёт одна семья. Если в семье появились взрослые дети, у которых уже есть свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог.  Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу.

Очаг расположен в холодной части яранги, которая называется чоттагын. Она служит для повседневных занятий, приготовления пищи, хранения запасов, общения и прочих нужд. Уважение и почтительное отношение к огню, как к живому существу, характерно для всех коренных жителей Чукотки. Каждая семья имеет собственный огонь. Он выступает не только как очищающая и животворящая, но и как оберегающая сила. По многим поверьям, огонь домашнего очага нельзя смешивать с другим и выносить за пределы жилища. Нельзя делиться им с чужим человеком, так как тот может «забрать» благополучие с собой. Разводить огонь в очаге может только хозяйка, чужим людям это делать запрещено. Классически, добывают огонь с помощью гыргырти — главных семейных охранителей приносящих удачу и защиту. Гыргырти – это деревянная доска в виде человеческой фигуры, с хорошо выделенной головой и туловищем длиной 50-60 см. Ноги лишь обозначены или отсутствуют. Лицевая поверхность доски гладкая, с круглыми углублениями, в которые помещают сухой мох. При активном трении лучковым сверлом мох начинает тлеть.

Добавляя тонкие сухие веточки, раздувают огонь и переносят его в очаг. По ритуалу сначала угощают все семейные амулеты, полог и шесты яранги. Только после этого готовят пищу для людей. Гыргырти всегда с хозяевами: и в трудные минуты, и в радостные дни, но главное — они дарят очагу огонь.
Количество баллов

3

Критерий выполнения
Фото всей командой (не менее 7 человек) в яранге. Если удастся договориться с хозяевами яранги и они угостят вас чаем, то +1 балл
Локация

Тавайваам

Предыдущее задание
26. Ученье свет
Следующее задание
27. Особенный день