На Чукотке традиционные праздники коренных народов исторически служили важнейшим механизмом сплочения общин в условиях экстремального климата, огромных расстояний и изоляции. Эти праздники тесно связаны с ключевыми событиями природного цикла Арктики и хозяйственной деятельностью, отмечая моменты, жизненно важные для выживания и поддержания баланса с суровой средой.
Например, в декабре на растущую луну на Чукотке отмечают национальный праздник Ульвев. Люди собираются из разных бригад, после длительных кочёвок к зимним пастбищам. Они проводят специальный обряд забоя скота и организуют гонки на оленях. В качестве приза дают телёнка-важенку или обученного ездового оленя. Также наградой в заездах может быть выделанная оленья или лахтачья шкура, а также толстая веревка-фал, которую используют для изготовления уздечек или аркана.
Забой начинают рано утром, когда рассветает. Сначала обряд проводят первые яранги в ряду, и так по очереди до последней.
Обычно каждая семья на праздник забивает от девяти оленей. Одним из жертвенных животных обязательно должна быть важенка. Её грудинку оставляют целиком и используют весной для обряда на праздник Кильвей. Вместе с другими атрибутами для будущего праздника новорожденного телёнка (Кильвей), это мясо возят на нартах.
Мясо других оленей также заготавливают: из них убирают мякоть задней части и мясо спинных жил, а также мослы. Это всё заворачивают в шкуру, замораживают и грузят на специальную нарту. Весной, когда олени ещё не успели нагулять массу, его употребляют в пищу. А также делают из него какватоль — вяленое мясо.
Ульвев — это не просто забой скота, а поклонение земле, суровой северной природе. Для праздничного обряда используют кровяную кашу. В блюдо добавляют чукотскую дикую картошку, которую с лета возили со специальными жертвенными атрибутами. Также используют чукотскую колбасу, которая была сделана на осеннем празднике Ненрирун. Для её производства используется отварное мясо, масло из сваренных костей и кишки оленя. Специально для обряда находят картошку, у которой много развилок. Также для него обязательно используют заднюю часть личных оленей, с тем условием, чтобы это мясо никто ещё не пробовал, а собаки его не нюхали.
Или, например, Праздник кита (Праздник Благодарения морю) — это не просто веселье. Это глубокий ритуал благодарности духам моря за добычу, которая веками была основой жизни прибрежных поселений.
Тушу кита встречали с почестями, а его мясо и жир составляли критически важную часть рациона.
День оленевода (часто совпадающий с весенним равноденствием) — это одновременно и ярмарка достижений, и соревнование в традиционных навыках, и способ передачи знаний молодёжи. Он подчёркивает центральную роль оленеводства в культуре и экономике тундровых чукчей и эвенов.
Поводом для собраний и ритуалов становятся и другие вехи: рождение первых оленят весной (символ продолжения стада и благополучия), Первый телёнок (конкретное событие в стойбище), окончание долгой полярной ночи и возвращение солнца (Встреча Солнца) — всё это моменты обновления, надежды и укрепления связей внутри рода.
Если вы внимательно прочитали, то скорее всего обратили внимание, как сильно может разниться награда за заезды на оленях во время одного из праздников. Название одного из призов очень редко для городского жителя и эта вещь вообще никак не может быть использоваться за пределами холодных регионов. Так вот, пришлите нам другое название животного, из которого эта награда делается.