8. Те, кто живет рядом
Описание
Для коренных народов Чукотки животные не «дикая природа», а основа выживания и часть культурного мира. Олени давали кочевникам-оленеводам пищу, одежду из шкур, материал для яранг и транспорт. Прибрежные общины зависели от китов и моржей: их мясо и жир были основой рациона, шкуры тюленей шли на лодки. В основе верований коренных народов лежит анимизм — вера в одушевлённость всего сущего («йынээн'илин» — жизненная сила у чукчей). Для местных жителей вся природа одушевлена: духи (ээны) живут в камнях, ветре, животных, предметах и даже болезнях. Эти верования глубоко влияли на повседневную жизнь, охоту, рождение и смерть.

Ээны и их иерархия. Чукчи делили духов на несколько категорий. Верховные духи:
Гагнан — создатель вселенной (но чукчи редко ему поклонялись, считая слишком далёким). Рассвет и Закат — духи-близнецы, управляющие временем.
Конечно же, бесчисленные духи природы. Кэле — духи моря (у береговых чукчей), даруют китов и тюленей. Пэгытти — духи тундры (у оленных чукчей), влияют на миграцию оленей.
Хозяева стихий: духи ветра — Еттын и огня — Тыкээчын, рек и гор.

Духи-помощники шаманов часто являлись в образе волка, ворона, медведя. Шаман (ээныллын) заключал с ними договор, чтобы получать силу (йынээн’илин).
Вообще чукчи уверены, что везде есть свой хозяин, которого чтят и верят: он всё чувствует.
Есть и злые духи, например Кэле-куут — вредоносные духи болезней. А ещё есть духи, крадущие души, но не будем о них.

Конечно, анимизм присутствует и в повседневной жизни. Перед охотой задобряли духов жертвами: брызгали в море тюлений жир или оставляли кусок мяса в тундре. Если олень умирал без причины, считалось, что его «забрали» духи — тогда шаман проводил обряд возвращения силы стаду.
К верованиям нередко обращались и при рождении ребёнка, выборе для него имени. Иногда имя давали по духу-покровителю (например, в честь умершего предка или тотемного животного). Считалось также, что ребёнок — это переродившийся предок, поэтому запрещалось наказывать детей, чтобы не «обидеть духа».

Умершие отправлялись в страну теней (Тэйн’эв’ым), но их духи могли возвращаться. Чтобы дух не беспокоил живых, тело оставляли в тундре (не закапывали), а личные вещи ломали.
Широко известно, что шаман (ээныллын) — это посредник между миром людей и духов. Шаман бьёт в бубен (яръыл), чтобы путешествовать между мирами. Духи вселяются в него, и он говорит их голосами.

В качестве защиты от злых духов чукчи использовали части животных — коготь медведя, зуб волка. А фигурки-обереги (пээктэнылгын) вырезали из кости и дерева.
Вот несколько советов от старейшин. Чтобы не обидеть духов и не навредить себе или семье, лучше не делать следующего:
Свистеть ночью — можно призвать злых духов.
Женщинам — перешагивать через охотничьи инструменты, иначе духи обидятся.
Огонь в яранге тушить ногой — дух огня (Тыкээчын) накажет болезнями.
В сёлах сохранились обряды кормления духов (например, перед рыбалкой). Сама охота была взаимодействием с духом зверя: добыча сопровождалась ритуалами благодарности (например, подношение пресной воды духам) и строгими правилами раздела мяса. Пренебрежение этими древними правилами и табу могло нарушить хрупкий баланс и лишить общину пропитания. Здесь человек не хозяин природы, а только её часть.

Найдите в музее «Наследие Чукотки» экспозицию с фауной и сделайте общее творческое фото. Где каждый член команды изображает какого-то животного. 
Количество баллов

3

Критерий выполнения
Фото всей командой (не менее 7 человек в музее с фауной Чукотки.
Адрес

Музей "Наследие Чукотки"

Предыдущее задание
7. Спасение тундры
Следующее задание
9. Год без цифр